Как осуществляется просмотр результата программы в qbasic

Как осуществляется просмотр результата программы в qbasic

Результат расчета в ппп эврика.

Вывод: Значение интеграла, вычисление всеми способами достаточно близки.

Методические указания к выполнению лабораторной работы на пк

1. Подынтегральную функцию варианта задания оформляем как подпрограмму функцию, используя в меню оболочки QuickBasic режим:

Запись всех подпрограмм можно осуществить через меню оболочки QuickBasic:

1. Alt — вход в меню

2. EDIT — всплывающее меню редактирования

3. NEW SUB — создание новой подпрограммы (NEW FUNCTION -создание новой подпрограммы функции)

4. Набираем в диалоговом окне новое имя подпрограммы, например: INTT

5. На экране появляется заготовка для создания подпрограммы:

6. Приступаем к написанию подпрограммы между ключевыми словами SUB и END SUB

Все вспомогательные подпрограммы объединяются управляющей программой или головным модулем. Переход от текста управляющей программы к текстам подпрограмм происходит при нажатии клавиш ALT + F1, наоборот — ALТ + F2

Контрольные вопросы

1. Когда используются процедуры?

2. Как создаются подпрограммы, процедуры?

3. Что такое управляющий модуль?

4. Как просмотреть все присоединённые модули?

5. Где объявляются присоединённые подпрограммы? Каким оператором?

6. Какие параметры называются фактические?

7. Какие параметры называются формальные?

8. Как передаются данные из подпрограммы в программу и наоборот?

9. Чем отличаются задачи на интегрирование с заданным числом разбиения отрезка от задачи с заданной точностью вычисления?

10. В чем заключаются численные методы интегрирования?

11. Как реализуется один из методов (по выбору) на QBasic?

12. Как определить погрешность метода?

13. Как осуществляется интегрирование с автоматическим методом выбором шага интегрирования?

Варианты заданий для самостоятельного решения Задание

Вычислить интеграл тремя методами: прямоугольников, трапеций и методом парабол (Симпсона), используя автоматический выбор шага интегрирования.

Для составления простейших (линейных) программ на языке QBasic используются следующие операторы:

REM Оператор-комментарий для названия программы
INPUT Оператор ввода исходных данных
X=A Читается «переменной X присваивается значение переменной А» Оператор присваивания
PRINT Оператор вывода искомых данных
END Оператор завершения программы

пример: Написать программу вычисления выражения при .

Программа

REM Вычисление выражения

PRINT «Значение выражения =»; y

END

Содержание работы:

Вариант №__

Задание №1.Написать программу для нахождения значения арифметического выражения:

записать условие задачи

Программа:

Ответ: __________

Задание №2.Написать программу, которая выведет на экран Ваши ФИО и адрес местожительства.

Программа:

Задание №3.Написать программу вычисления выражения:

записать условие задачи

Программа:

Ответ: __________

Задание №4. Ответить на вопросы:

1. Что такое программа?
2. Что называется оператором?
3. Как осуществляется просмотр результата программы в Qbasic?
4. Для чего предназначен оператор INPUT в Qbasic?
5. Как найти значение арифметического выражения в Qbasic?

Задание №5. Сделать вывод о проделанной лабораторной работе:

Лабораторная работа №5

Тема: Тестирование готовой программы

Цель:изучить на основе готовой программы операторы разветвляющейся структуры языка QBasic и научиться составлять простейшие программы с использованием операторов условного и безусловного перехода.

Теоретические сведения к лабораторной работе

Определение разветвляющейся программы

Разветвляющейся называется программа, которая является записью разветвляющегося алгоритма, то есть выбирается один из нескольких возможных вариантов вычислительного процесса.

В разветвляющихся программах часто требуется обеспечить иной порядок выполнения операторов в отличие от линейных программ. Для этой цели служат операторы передачи управления.

Рассмотрим 2 из них.

Виды операторов передачи управления

1. Оператор безусловного перехода– служит для перехода из одной строки программы к другой.

Общий вид оператора:

GOTO n

Где GOTO –имя оператора («перейти к…»)

В качестве метки используются натуральные числа с двоеточием после них. Метка указывается только в начале строки. Если в строке программы несколько операторов, то нельзя ставить метку перед вторым.

Например: программа, рисующая на экране 3 символа звездочки по диагонали.

CLS

1: PRINT “*”

PRINT “ *”

PRINT “ *”

GOTO 1

Ctrl+Break – прерывание выполнения программы

2. Оператор условного перехода– обеспечивает в программе проверку условий и организацию ветвления.

При рассмотрении условного оператора потребуются понятия «отношение» и «логическое выражение».

Условные выражения – символьная запись, составленная из переменных, чисел, функций, строк символов.

Примеры:

Знаками отношения в условных выражениях служат: =, >, , >=, -4 OR x =4;

Общий вид оператора:

Полная форма записи

IF THENP1ELSEP2

Сокращенная форма записи

IF THENP1

Где IF –имя оператора («если…»)

THEN–имя оператора («то…»)

ELSE–имя оператора («иначе…»)

P1, P2– группа операторов

Например:

1. IF x THENP1ELSEP2).

После оператора IF записывают проверяемое условие (для данной задачи–это условие x-4<>0), после оператора THENзаписывают выполнения действий, удовлетворяющие проверяемому условию (для данной задачи–это y=1/(x-4)– оператор присваивания). А после оператора ELSEзапишем вывод сообщения о неопределенности функции.

Программа будет выглядеть следующим образом:

CLS Очистка экрана от предыдущих значений
REM Вычисление значения функции Название программы
INPUT «Введем произвольное значение x»; x Осуществляется ввод исходных данных: значение переменной x
IFx-4<>0 THENy=1/(x-4): GOTO 1 ELSE GOTO 2 Смотрите примечание 1
1 PRINT «Значение функции =»; y: GOTO 3 Осуществляется вывод искомых данных: значение функции y и переход к завершению программы
2 PRINT «Функция y не определена»: GOTO 3 Осуществляется вывод сообщения и переход к завершению программы
3 END Завершение программы
Читайте также:  Куда сохраняет яндекс скриншот

Примечание 1: После оператора IF указано проверяемое условие, после оператора THEN–вычисление функции по указанной формуле и переход (с помощью оператора безусловного перехода GOTO) к строке вывода искомого значения функции y. А после оператора ELSE указан переход к строке вывода сообщения «Функция y не определена». Обратите внимание: в начале каждой строки вывода стоят соответствующие метки.

Примечание 2: после запуска программы на исполнение нажатием клавиши F5 на экране появится подсказка оператора ввода «Введем произвольное значение x» и знак ?, после которого необходимо ввести произвольное значение переменной x. Затем нажатием клавиши Enter получаем искомый результат–значение функции y.

Задача №2: составить программу для вычисления значения функции по одной из формул

Программа:

CLS

REM Значение функции

INPUT«Введите a, b, x»; a, b, x

IFx

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4

Начальная информация о системе QuickBASIC

Система программирования QuickBASIC — интегрированная система, включающая текстовый редактор, управляющую среду с многооконными меню, подсистему помощи HELP, отладчик и встроенный компилятор. Система создавалась для работы в операционной системе MSDOS.

Загрузка системы QuickBASIC

Загрузка (вход в систему) QuickBASIC может осуществляться следующими способами:

— двойным щелчком по ярлыку на рабочем столе Windows;

— через программы Проводник, Мой компьютер или NC: после запуска одной из этих программ открыть папку QBasic (QB,QB45), установить указатель мыши на файле Qbasic.exe (QB. exe) и дважды щелкнуть или нажать Enter.

После входа в QuickBASIC на экране появляется окно редактора, в центре которого на сером фоне может стоять приглашение в систему, в этом случае нажмите Esc. Экран примет вид, представленный на рис. 1.

текстовый курсор падающее меню основное меню

Рис. 1. Экран редактора QuickBASIC, версия 4.5

На экране можно выделить три основные зоны:

— верхняя строка экрана — основное меню системы;

— окно редактирования с курсором в начале первой строки окна;

— нижнее прямоугольное окно с названием Immediate (немедленно).

Основное меню системы QuickBASIC состоит из ряда пунктов:

File — работа с файлами и операционной системой;

Edit — ввод и редактирование текста;

View — отображение отдельных страниц с текстами;

Search — работа с фрагментами текста (поиск, выделение, замена);

Run — запуск программ;

Debug — отладка программ;

Calls — вызов отдельных процедур;

Основное меню предназначено для выбора режимов работы системы. Вход в меню осуществляется щелчком мыши по выбранному пункту, после чего раскрывается (падает) подменю выбранного пункта. Подменю содержит список команд (рис. 1).

С помощью клавиатуры также можно войти в меню, нажав клавишу Alt , при этом выделится пункт File. Дальнейший выбор пункта меню осуществляется передвижением курсора с помощью клавиш управления курсором и нажатием клавиши Enter, после чего откроется подменю.

Подменю позволяет детализировать работу выбранного режима. Для выполнения команды подменю следует установить на нее указатель мыши (текстовый курсор) и щелкнуть (нажать ENTER).

Часто вход в пункт подменю открывает диалоговое окно. Диалоговые окна обеспечивают дальнейшую детализацию выбранного режима и назначения необходимых условий работы в нем (рис. 2, 3).

Диалоговые окна имеют несколько полей, ограниченных прямоугольной рамкой. Переход от одного поля к дру­гому осуществляется щелчком мыши или нажатием клавиши TAB. Курсор, находящийся в окне, указывает на активное поле, в котором можно осуществлять необходимые записи, (например: записать путь к файлу). Выход из окна осуществляется нажатием клавиши ESC.

Текстовый редактор системы QuickBASIC

Окно редактирования предназначено для записи и редактирования программ с использованием встроенного текстового редактора системы QuickBASIC.

При загрузке системы вышеуказанным способом автоматически устанавливается режим редактирования. После входа в режим редактирования курсор установлен в левом верхнем углу чистого поля экрана и показывает место, с которого можно набирать программу. Текст программы вводится с клавиатуры.

Далее перечислены наиболее часто употребляемые команды текстового редактора, выполняемые с помощью клавиш управления курсором:

, , — на символ влево, вправо, вверх, вниз;

PGUP — на экранную страницу вверх;

PGDN — на экранную страницу вниз;

HOME — в начало строки;

END — в конец строки;

CTRL-HOME — в начало текста;

CTRL-END — в конец текста.

, BACKSPACE — стереть символ слева от курсора;

Читайте также:  Название мессенджеров в описании юла что это

SHIFT — СМЕЩЕНИЕ КУРСОРА — выделение текста;

SHIFT — DEL — удаление выделенного текста

с сохранением в буфере;

SHIFT — INS — восстановить удаленный текст

DEL — стереть символ над курсором,

удалить выделенный текст;

ENTER — вставить пустую строку,

CTRL — Y — удалить текущую строку

с сохранением в буфере.

Нормальный режим работы редактора — режим вставки, текстовый курсор имеет вид подстрочной черточки. В режиме вставки пропущенный символ вставляется перед тем символом, под которым установлен курсор.

Для перехода к режиму замены, нажимают клавишу INS, текстовый курсор примет форму прямоугольника. В этом режиме ошибочный символ заменяется на правильный, если под ним установлен курсор.

Выполнение программы

После загрузки системы программирования необходимо:

— ввести текст программы;

— выполнить и получить результат.

После ввода текста программы следует:

а) войти в основное меню;

б) установить курсор на пункт RUN и нажать ENTER ;

в) в открывшемся подменю выбрать пункт START и нажать ENTER.

Пункты а-в) можно заменить нажатием "горячих клавиш" — SHIFT-F5.

После запуска программы на выполнение возможны две ситуации:

— в программе транслятор системы обнаружил ошибки;

— в программе ошибок не обнаружено.

Если в программе имеются ошибки, то сообщение о первой высвечивается в открывающемся на экране окне, а место ошибки отмечается в тексте программы курсором.. Для продолжения работы нужно нажать клавишу Esc, исправить ошибку и снова запустить программу на выполнение.

Если больше ошибок не обнаружено, то программа выполняется и на экране появляется результат. В нижней строке экрана сообщение "Press any key to continue". Нажмите любую клавишу для продолжения, и Вы вернетесь в окно редактора. Для повторного просмотра результатов нужно нажать F4.

Создание и Сохранение программы — команды меню File

В таблице приведены основные команды подменю File:

— устанавливается режим редактирования. При выборе этого режима очищается ОЗУ от старых программ и подготовка к вводу новой программы под именем UNTITLED, которое при сохранении файла на диске нужно изменить

— загружается ранее созданный файл

— команды позволяют cохранить программу на диске;

— временный выход в среду MS-DOS, возврат в QBASIC осуществляется командой EXIT

— выход из среды QBASIC

При выполнении программы, набранной непосредственно в редакторе, вся информация хранится в оперативной памяти ЭВМ. Чтобы сохранить программу на диске, необходимо установить курсор на пункт верхнего меню File и нажать Enter. Откроется подменю, в котором нужно выбрать пункт Save. Система откроет для этого новое диалоговое окно (рис. 2) и предложит вам ввести имя файла программы в поле окна File name. В поле Dirs/Drives выберите диск и каталоги, а в поле Format Text, затем нажмите Enter.

При повторном сохранении программы ее имя не запрашивается.

Рис. 2. Диалоговое окно Save

В пункте меню File также имеется опция Save As (сохранить как), которая позволяет сделать копии файлов под новыми именами, сохранив при этом оригинал, или записать на диск измененный файл под новым именем или в другой папке. При обращении к этой опции система открывает диалоговое окно, подобное Save.

Сохраняйте программу по частям в процессе ее набора

При обращении к сохраненному ранее файлу нужно войти в меню File и выбрать пункт Open Program. Откроется диалоговое окно, представленное на рис. 3. С помощью мыши в поле Dirs/Drives следует выбрать диск, а затем папку. В поле Files выбрать файл.

Для ввода следующей программы нужно войти в меню File и выбрать пункт New Program. Окно очистится, и Вы приступаете к набору текста следующей задачи.

Рис. 3. Диалоговое окно " Open Program"

запуск и перезапуск программы — Команды меню Run

Ранее уже говорилось о том, как программа запускается на выполнение с помощью подменю Run. Но этот пункт основного меню среды предоставляет набор команд, позволяющих управлять программой, режимами компилятора и редактора связей. После входа в пункт Run открывается подменю:

-запускает программу на выполнение

— устанавливает пошаговый режим исполнения программы, переход к следующему шагу осуществляется нажатием F8. Этот режим удобен при отладке программы совместно с использованием режима отображения дисплейной памяти, который устанавливается клавишей F4

— продолжение выполнения программы с точки ее останова

— позволяет создать исполняемый файл с расширением "ехе". Такой файл запускается из ОС

отладка программы — Команды и режимы меню Debug

Пункт Debug основного меню среды задает режимы выполнения программы и позволяет отображать промежуточные результаты на этапе отладки. После входа в пункт Debug открывается подменю, список команд которого приведен в таблице:

— позволяет указать имена переменных и выражения, значения которых будут отображаться в окне под основным меню. Окно удобно использовать при пошаговом исполнении программы

Читайте также:  Ultraiso не видит образ

— позволяет указать имена переменных и выражения логического типа, значения которых проверя­ются на достижение значения True (истина). Информация отображается в окне под основным меню. Как только условие выполнено, программа приостанавливается

— используется для удаления из окна отдельных переменных или выражений

Delete All Watch

— полностью удаляет окно со всеми контролируемыми переменными

— включает и выключает режим трассировки.

Toggle Breakpoint, F9

— включает или выключает режим прерывания программы в тех строках, где находится курсор

Clear All Breakpoint

— отключает все ранее установленные прерывания

Подсистема помощи — HELP

Вход в подсистему осуществляется выбором пункта меню HELP основного меню. В развернувшемся подменю предлагается четыре режима помощи, список которых приведен в таблице:

выдается справка по всем ключевым словам, операторам и функциям

выдается перечень разделов справочника, по которым пользователь может получить справку

справка по конкретному оператору или функции (Shift-F1)

выдается справка о самой подсистеме помощи (F1)

Использование окна "Immediate "

При работе в среде QuickBASIC, возможны два способа исполнения программных строк: автоматический, т. е. в соответствии с введенной программой, и командный. В первом случае осуществляется компиляция программы в памяти, а затем производится исполнение.

В командном режиме работы возможно непосредственное исполнение отдельных программных строк. Этот режим работает, если программные строки или операторы занесены в окно "Immediate " и запускаются на выполнение нажатием клавиши Enter. Для того чтобы поместит текст строки в окно "Immediate, " нужно нажать клавишу F6, курсор переместится в окно и затем набрать нужный оператор. Также можно поместить текст оператора в окно следующим образом:

отметить текст — SHIFT + клавиши управления курсором;

скопировать текст в буфер — CTRL + INS;

перейти в окно "Immediate " — F6;

скопировать текст из буфера — SHIFT + INS

1. Приобретение навыков в составлении простейших программ на алгоритмическом языке Бэйсик.

2. Изучение среды программирования QuickBASIC.

3. Приобретение навыков работы в редакторе QuickBASIC.

Программы на языке бэйсик

Решение задачи с помощью ЭВМ состоит из следующих этапов:

— математической формулировки условия задачи;

— выбора численного метода ее решения;

— составления программы на алгоритмическом языке;

В предлагаемых заданиях к лабораторным работам условия задач уже представлены в математической формулировке с указанием численного метода решения и поэтому необходимость в выполнении первых двух этапов отпадает.

Программа на языке Бэйсик — это последовательность строк, описывающих алгоритм решения задачи. Строка может содержать один или несколько операторов, разделенных двоеточием, а также комментарии.

Оператор представляет собой строго формализованное указание на выполнение конкретного действия.

Каждая строка может начинаться с метки. Метка может быть цифровой или буквенно-цифровой. Буквенно-цифровые метки могут иметь от 1 до 40 символов и начинаться с буквы, а завершаться двоеточием, тогда как цифровая метка завершается пробелом. Метка не определяет порядок выполнения строк программы, не обязательна, и служит, как правило, для ссылки на нее. Программные строки выполняются в порядке их записи. Длина программной строки не должна превышать 256 символов.

Современные алгоритмические языки используют наборы различных типов данных.

Программа, написанная на языке Бэйсик, обрабатывает числовые и символьные данные. Данные представляются в программе в виде констант и переменных. Тип данных определяет возможные значения констант и переменных, форму представления в ЭВМ, объем занимаемой памяти, операции, которые могут выполняться над данными этого типа.

Числа. Бэйсик оперирует двумя типами чисел: вещественными и целыми.

Под целое число отводится 2 байта памяти, и оно хранится в форме с фиксированной точкой. Запись целого числа представляет собой последовательность цифр со знаком или без него (например:5487; -7821; +3841).

Вещественные числа хранятся в ячейке памяти длиной 4 байта в форме с плавающей точкой. Возможны две формы " внешней " записи вещественных чисел в программах:

— с фиксированной точкой (например: — 3.7);

— с плавающей точкой (например: -00.45Е2; 0.78D-3, здесь буквы "Е" и "D" означают основание "10", обычной и двойной точности соответственно, разделят мантиссу и порядок).

Числовое или символьное значение может быть присвоено переменной или константе.

Переменная — величина, которая может меняться при выполнении программы. Переменная всегда имеет имя, которое содержит не более 40 буквенно-цифровых символов и начинается с латинской буквы.

Способы описания типа данных в Бэйсике:

1. Явно — с помощью определенных суффиксов, которые добавляются к имени переменных или констант.

2. Явно — с помощью операторов описания типа.

3. Неявно — с помощью оператора объявления типа данных по первой букве имени переменной.

Ссылка на основную публикацию
Как определить фильтр на фото
Именно эта программа собирает огромное количество вопросов: Какой фильтр лучше купить? Чем это обработано? Что за фильтр тут использован? Специально...
Как настроить каналы на телевизоре polar
Если вы приобрели новый телевизор, сменили оператора кабельного телевидения или тип вещания, то первая процедура, с которой вам предстоит столкнуться...
Как настроить смарт тв на телевизоре tcl
Большинство современных телевизоров оснащены технологией Smart TV. Благодаря ей можно через интерфейс телевизора присоединиться к сети Интернет и смотреть высококачественные...
Как освоить смартфон пенсионеру
Пожилым людям сложно привыкнуть к использованию мобильного телефона. Главной проблемой для них является трудность изучения новых технологий. Самым тяжелым для...
Adblock detector