Чем смазать кулер ноутбука в домашних условиях

Чем смазать кулер ноутбука в домашних условиях

Ноутбук эксплуатируется в самых различных условиях, а система вентиляции постепенно засоряется. Именно износ вентилятора и его засорение является самой популярной причиной разборки портативного компьютера.

Проявлением засорения вентиляции являются:

  • постоянная работа кулера;
  • треск, скрипы и шумы вентилятора;
  • сильный нагрев нижней поверхности клавиатуры;
  • зависания и самопроизвольные выключения.

Если вовремя не смазать кулер, то в скором времени можно ожидать перегрева процессора или видеокарты. Замена этих узлов является дорогостоящей и проблематичной.

Как смазать охлаждающий вентилятор?

Если в системе вентиляции используется неразборный кулер, то нужно отодвинуть крыльчатку от основы и капнуть одну каплю масла. Масло не проводит ток, но все равно не стоит заливать его много. Капнув одну каплю, нужно включить кулер, дать ему поработать, а затем через 5 минут капнуть еще одну каплю. Этого количества будет вполне достаточно.

Если вентилятор разбирается, то сначала нужно продуть его от пыли. Далее снимается наклейка по центру, под которой находится резиновая пробка. Сняв пробку, нужно ввести в отверстие со шприца 1-2 капли, не разбрызгивая масло.

Все работы по смазке вентилятора проводятся при снятом кулере. Перед установкой детали на место необходимо нанести термопасту на поверхность, которая упирается в процессор.

Выбор масла

Важно не только правильно провести смазку подшипника, но и знать, каким маслом пользоваться. Лучше всего воспользоваться силиконовой смазкой. Выбор таких смазок достаточно широкий. Они отличаются консистенцией, но практика показывает, что пользоваться лучше средством такой густоты, которая чуть мягче вазелина.

Чем сильнее консистенция отличается от этого показателя (густоты вазелина), тем ее характеристики хуже. Если средство будет слишком густым, то двигатель кулера может даже не запуститься, особенно после длительного простоя. Густые смазки не подходят для подобных задач, так как просто будут выдавлены с подшипника. Если же смазка будет слишком жидкой, то она просто разлетится.

В ходе эксплуатации ноутбука кулер разгоняется до 5000 оборотов в минуту. При такой скорости механизм постепенно изнашивается. Своевременная смазка продлевает срок эксплуатации подшипника. При этом не стоит сильно заливать его маслом, 1-3 капли обычно достаточно.

Для смазки используется специальное сервисное или машинное масло для высокооборотных механизмов. Такие средства обладают клейким свойством, позволяющим удержаться на детали и не разлететься.

Для смазки подойдут любые синтетические и минеральные масла. Несколько капель можно попросить у друга-автомобилиста. Неплохо подходят в этих целях средства для ухода за машинками для стрижки или электробритвами.

Скрипы и шумы в вентиляторах возникают от износа механизма. Поэтому после нескольких смазок кулер придется менять. Уже после нескольких смазываний подшипника кулер необходимо заменить, так как его механизм отрабатывает свой ресурс. Лучше вовремя поменять вентилятор, чем сдавать ноутбук в сервисный центр для ремонта в случае более дорогостоящих поломок.

Свойства смазочных материалов, применяемых в вентиляторах компьютерных кулеров, во многом определяют износостойкость последних. Неправильно подобранная смазка грозит шумами, вибрацией, выходом узла из строя. Чтобы этого не случилось, важно знать, чем и как смазать кулер компьютера или ноутбука.

Как выбрать смазку для кулера?

Интернет-поисковик выдаёт огромный объём информации в ответ на поставленный в заголовке вопрос. Однако большинство статей на эту тему поверхностно, а рассуждения пользователей технических форумов не подтверждаются фактами и основаны лишь на личном опыте. Между тем эксперименты со смазочными материалами без базисных знаний могут вызвать поломку не только охлаждающего устройства, но и неисправность дорогостоящих компонентов системного блока.

Каждый компьютерный вентилятор содержит подшипник. Последние бывают двух типов – качения и скольжения. Подшипники качения встречаются как закрытые, так и открытые. Первые, в отличие от вторых, не требуют периодической смазки. Подшипники скольжения изготовлены из специальных сплавов и материалов и содержат антифрикционные наполнители, что подразумевает длительный срок работы без профилактического нанесения смазки.

Для разных типов подшипников применяют различные смазочные материалы. Однако в вентиляторах современных систем охлаждения ПК львиную долю составляют узлы скольжения, поэтому сделаем упор именно на них.

Правильная смазка для данного узла должна соответствовать определённым критериям, это:

  • Оптимальная для высоких частот вращения вязкость. Данному требованию удовлетворяют относительно жидкие масла, но никак не густые материалы.
  • Наличие в составе смазки специальных дисперсионных добавок (например, тефлона) для более лёгкого запуска и остановки подшипника. Во время набора скорости и торможения вентилятора имеет место так называемый граничный режим с интенсивным уровнем износа деталей. Наполнители образуют плёнку и облегчают граничный режим.
  • Отсутствие любого негативного влияния (набухание, усадка пластика и резины, коррозия металлических сплавов) на компоненты вентилятора. Многие моторные, трансмиссионные и индустриальные масла не подходят для нанесения на подшипник компьютерного кулера, так как обладают такими эффектами.
  • Повышенные проникающие свойства. Смазка должна легко проникать в зазоры всех поверхностей устройства.
  • Повышенная адгезия (сцепление). Материал, обладающий низкой степенью прилипания, будет вытекать из узла.
Читайте также:  Раскладка клавы на компе

Использование WD-40 для смазывания вентиляторов в компьютерах активно обсуждается в сети. Мнения противоречивы. В одних источниках утверждается, что средство отлично справляется с поставленной задачей, из других следует, что пользоваться им не стоит.

Между тем на официальном сайте компании-производителя WD-40 нет ни слова о том, что состав можно применять для смазывания кулеров ПК. Средство рекомендуется для удаления жира, битумных пятен, остатков клея и чистки электрических контактов. Им можно смазывать детали, которые не вращаются с большой скоростью. Вентиляторы сюда явно не относятся.

И всё же при обработке подшипника кулера химическим составом под маркой WD-40 эффект будет, но не долговременный. Процентное содержание масел в нём невысокое, а основные компоненты химически весьма активные, что грозит повреждением поверхностей движущихся частей вентилятора, их заклиниванием и выходом из строя устройства.

Графитовая смазка

Многие специалисты не рекомендуют пользоваться графитовой смазкой, так как:

  • графит является проводником электрического тока и может стать источником ещё больших проблем, нежели шум движущихся элементов системы охлаждения ПК;
  • графитовая смазка используется для обработки движущихся на невысоких и средних скоростях тяжёлых механизмов, а кулеры не из их числа.

С другой стороны, в некоторых специализированных составах, продающихся в компьютерных магазинах, можно встретить совсем небольшое количество графитовой пыли, улучшающей скольжение элементов подшипника.

Какое выбрать масло?

Исходя из вышесказанного, для смазывания вентиляторов наилучшими характеристиками обладают масла:

  • достаточно жидкие;
  • формирующие на поверхности плёнку;
  • обладающие эффектом заполнения шероховатостей и зазоров.

Это довольно большая группа материалов, и к ним однозначно не относятся животные и растительные составы в любых пропорциях и вариациях.

Наиболее подходят для обработки компьютерного кулера следующие средства:

  • Масла малой вязкости. Среди них оружейное, трансформаторное, машинное, веретённое и т. п. Они отличаются прекрасной проникающей способностью, создают очень тонкую плёнку. Рекомендуются для высокоскоростных механизмов с небольшой динамической нагрузкой.
  • Масла средней вязкости. Сюда относят моторное, трансмиссионное и пр. Образуют плёнку потолще, неплохо проникают и заполняют зазоры, дольше держатся на поверхности и могут справиться с высокими нагрузками. Имеют минус — нагружают механизм.

Отдельно стоит сказать про смазки высокой вязкости. К ним относят солидол, литол и т. д. Ими можно пользоваться, но с осторожностью, нанося мизерное количество, и только для обработки мощных кулеров (например, применяемых в блоках питания).

Густые смазывающие составы плохо проникают, но принудительное вдавливание в зазоры может на какое-то время (до покупки нового вентилятора) помочь запустить почти «убитое» устройство. Небольшие и микровентиляторы в ноутбуках смазывать такими составами нельзя.

Между тем в специализированных магазинах предлагается большой ассортимент смазывающих средств для кулеров. Эти синтетические смазки обладают абсолютной инертностью и работают в широком температурном режиме (от -20 до +200. 300 °C). Удобство работы и точное дозирование обеспечивает специальный шприц, в котором находится масло. И в большинстве ситуаций, лучше воспользоваться готовым решением (например, SPO-1 или SPO-2).

Как смазать кулер?

В компьютере может быть установлено как минимум два кулера: в блоке питания и на центральном процессоре. Также системы охлаждения устанавливают на производительные видеокарты. Непосредственно воздушная среда внутри системного блока может охлаждаться одним или двумя дополнительными вентиляторами.

Обычно кулерам не требуется профилактическая смазка, достаточно бывает прочистить (продуть) вентилятор и радиатор. Но если устройство сильно вибрирует и шумит, его нужно либо срочно менять, либо смазывать. Но прежде необходимо определить проблемное устройство.

Читайте также:  Где на клавиатуре кнопка эскейп

Для этого вентиляторы попеременно (кратковременно!) притормаживают пальцем в центре крыльчатки. Не следует браться за лопасти, можно поранить руку. Методом исключения вычисляют проблемный узел. Последний в этом звене — кулер блока питания, так как обычно до него невозможно добраться без разборки.

Вентиляторы блока питания, процессора и видеокарты, так же как и дополнительные, установленные на корпусе, конструктивно устроены и разбираются одинаково. Различия могут быть в вариантах крепления и габаритах.

В некоторых случаях вентилятор не нужно снимать с радиатора или откручивать от корпуса. Обычно такое возможно, когда устройство гонит поток воздуха от радиатора или корпуса, а не на них. Если же наблюдается обратная ситуация, для того, чтобы снять узел, придётся обратиться к описанию конкретного компонента.

Как правило, на радиаторах центрального процессора и видеокарты вентилятор крепится на специальных защёлках. В блоке питания и на корпусе охлаждающее устройство прикручено винтами. Чтобы добраться до кулера в блоке питания, последний придётся снять и разобрать.

Чтобы добраться до подшипника, осторожно отклеиваем наклейку (круглая, расположена со стороны выхода проводов). Старайтесь не повредить её и не испортить липкий слой клея.

Дополнительно устройства снабжены резиновой или пластиковой заглушкой, что существенно облегчает процесс. Пробку нужно аккуратно поддеть острым шилом и вынуть.

Непосредственно крыльчатку вентилятора держит маленькая плоская разрезная шайба из пластика. Её нужно снять, воспользовавшись шилом и отвёрткой. Нужно быть предельно осторожным — данный элемент крепежа очень хрупкий. Теперь, чтобы извлечь крыльчатку, снимите резиновое кольцо с вала.

Перед смазыванием требуется убрать с поверхностей узла грязь и старую смазку. Для этого применяют чистый спирт или специальные очистители. Для данных целей не следует использовать ацетон и другие средства с агрессивными составами. Они могут повредить пластиковые и резиновые элементы вентилятора и нанести вред электронным компонентам двигателя.

После полного испарения очистителя поставьте крыльчатку на место и нанесите небольшое количество смазки (буквально каплю с иглы). Покрутите элемент за лопасти, чтобы масло распределилось. Крыльчатка должна свободно вращаться по инерции. После манипуляций закрепите кольцо и шайбу.

Протрите очистителем верхнюю часть крыльчатки и приклейте наклейку. Если последняя не держится, воспользуйтесь скотчем.

Смотрите видео, где домашний мастер показывает, как смазать кулер и рассказывает чем лучше это сделать:

Как часто нужно смазывать вентилятор компьютера?

Изначально в подшипниках кулеров заложено достаточное количество заводской смазки, она конструктивно защищена от воздействия негативных факторов извне и не требует профилактических мероприятий по замене или добавлению смазывающего состава. Однако тяжёлые условия эксплуатации, особенно непрерывная работа и высокий температурный режим снижают гарантийный срок действия смазки.

По этой причине обработку элементов вентиляторов в компьютерах и ноутбуках проводят по факту, когда появляются шумы или вибрации, генерируемые кулером. Однако, зачастую проблема решается заменой устройства на новое.

Наиболее подходящими для смазывания подшипников вентиляторов ПК являются синтетические машинные масла, например, автомобильное или состав для смазки швейных машин. Не стоит для этих целей использовать густые смазки, средства с обильным содержанием графита и агрессивные составы типа WD-40. Смазывать кулеры животным жиром или растительным маслом категорически противопоказано.

Каждый владелец ноутбука сталкивался с такой проблемой, при которой устройство начинало сильно греться и при этом издавать странные звуки. Причина тому – загрязнение кулера. Ведь в процессе эксплуатации в ноутбук регулярно попадает грязь и пыль. В итоге вентилятор, призванный охлаждать «мозги» компьютера, загрязняется и порой даже перестаёт вращаться. Что же делать? Конечно же, смазать и почистить кулер ноутбука.

Как выбрать смазку для кулера ноутбука?

Первым делом необходимо понять, чем смазать кулер ноутбука. Подойдёт ли масло? Возможно. Но только ни в коем случае не растительное или животное! Конечно, на какое-то время и такое масло поможет вам избавиться от шума, но затем кулер просто выйдет из строя. Дело в том, что подсолнечное масло очень быстро высыхает, и к нему с удвоенной силой липнет всякая пыль и грязь.

Также нельзя смазывать кулер ноутбука солидолом, вазелином и прочими густыми жировыми смазками, которые центробежная сила выдавит и раскидает по всем внутренностям устройства. Может быть, спирт или гудрон? Нет, они и вовсе ухудшат работу вентилятора.

Читайте также:  Самый лучший кнопочный телефон 2018

Тогда какая же смазка подойдёт для системы охлаждения ноутбука? Она должна отвечать нескольким требованиям:

  • Иметь клейкую основу;
  • Быть по консистенции достаточно густой, вязкой и лёгкой;
  • Способной работать на высоких скоростях (кулер в среднем выдаёт около 4-5 тысяч об/мин);
  • Выдерживать высокую температуру (как минимум, до 100 °С).

Учитывая всё сказанное выше, получается, что подходит несколько вариантов:

  • Синтетическое автомобильное масло.
  • Смазочное масло для швейных машин, электроинструментов, машинок для стрижки волос и пр.
  • Силиконовая смазка, предназначенная для смазывания замков, петель, мини-редукторов и прочих бытовых приборов.
  • Специальная смазка для кулеров (например, Molykote Omnigliss).

Можно ли смазать кулер ноутбука WD-40? Мы бы всё-таки не рекомендовали. Конечно, на какое-то время вентилятор перестанет шуметь, но WD-40 может повредить другие внутренние элементы. К тому же, это средство довольно неприятно пахнет. Да и не стоит забывать, что WD-40 можно смазать ту же дверную петлю, которая не вращается с такой огромной скоростью, как кулер.

Как смазать кулер в ноутбуке?

Наконец, мы разобрались с тем, какая смазка подходит для системы охлаждения ноутбука. Теперь пора рассказать и о том, как в домашних условиях производится чистка и смазка кулера. Начнём по порядку:

  • Первым делом нужно добраться до кулера. Поэтому рекомендуем для начала посмотреть, как это лучше сделать на вашей модели ноутбука. Поможет в этом интернет или инструкция, которая шла вместе с устройством. Чаще всего чтобы достать кулер, нужно снять заднюю крышку.
  • Так что выключите ноутбук от сети и вытащите аккумуляторную батарею. Аккуратно с помощью отвертки открутите внешние винты и снимите панель.
  • Затем очистите радиатор и вентилятор от пыли. Лучше всего воспользоваться пылесосом. Он легко уберет пыль из самых труднодоступных мест.
  • Снимите кулер. Скорее всего, вам понадобится открутить несколько небольших винтиков. Поэтому пригодится маленькая отвертка. Не забудьте также отсоединить разъём питания и прочие шлейфы.
  • Далее с помощью ватной палочки и кисточки очистите от оставшейся пыли лопасти вентилятора и его корпус. Можно использовать и чистящее средство на спиртовой основе.
  • После чего найдите на корпусе вентилятора круглую наклейку (на некоторых моделях её нет, и вентилятор легко снимается с вращающегося вала). Аккуратно отклейте её, подцепив, к примеру, канцелярским ножом. Под ней вы увидите маленькое отверстие. Иногда оно закрыто резиновой пробкой (втулкой). Убрав её, вам откроется доступ прямо к оси моторчика и его подшипниковой части. На некоторых моделях снять резиновую втулку затруднительно. Тогда её просто протыкают иголкой с медицинским шприцем.
  • Теперь с помощью того же шприца или пипетки нужно капнуть смазки внутрь этого отверстия. Достаточно пары капель. Затем пальцами заставьте лопасти вращаться, чтобы смазка лучше разошлась. Помните, что вводить масло нужно медленно. Не стоит резко впрыскивать его в подшипниковую часть.
  • Следующий шаг – вставить резиновую втулку и закрыть её наклейкой. Если она плохо держится, то лучше всего хорошо зачистить и обезжирить это место, и прилепить кусочек скотча.
  • Осталось собрать кулер и установить его на место. Желательно, также нанести термопасту на его внешнюю, упирающуюся на процессор поверхность. Не забудьте подключить все разъёмы. Сразу включать ноутбук не рекомендуется. Дайте ему постоять хотя бы 10-15 минут, чтобы смазка успела попасть на все детали вентилятора.

Подобную процедуру лучше всего проводить каждый год, не дожидаясь пока кулер начнёт шуметь или вовсе выйдёт из строя. Если и после очистки и смазывания вентилятор продолжает работать нестабильно, то стоит обратиться в сервисный центр. Либо заменить кулер на новый. Стоимость этой детали точно не ударит по вашему кошельку.

В заключение хотелось бы отметить, что сегодня на многие ноутбуки ставят неразборные кулеры. В итоге чтобы их смазать, приходится сверлить отверстие либо делать специальную выемку раскалённой иглой. Кому-то удаётся вытащить пинцетом стопорное металлическое кольцо, получив доступ к подшипниковой части вентилятора. Узнать более подробно о том, как смазать неразборный кулер ноутбука, можно в следующем видео.

Ссылка на основную публикацию
Хрипит динамик в машине причины
Атмосфера в салоне автомобиля во многом зависит от работы акустической системы. В бюджетных машинах штатная магнитола и динамики оставляют желать...
Фиксированная шапка сайта при прокрутке
Допустим у вас важная информация например контакты находятся в шапке и вы хотите что бы они всегда были на веду...
Фиксированное меню при скролле
Создаём эффект залипания при прокручивании страницы на блоках меню навигации, бокового виджета и меню с помощью jQuery и без него....
Хром видео не на весь экран
БлогNot. Chrome 33 перестал показывать YouTube в полный экран. Chrome 33 перестал показывать YouTube в полный экран. Видел такой запрос....
Adblock detector